Методические рекомендации по подготовке статьи

(Составлены Ассоциацией научных редакторов и издателей)

Заглавие статьи

Максимальная длина заглавия статьи – 10–12 слов. Очень длинные заглавия, как и очень короткие трудно воспринимаются читателями.

Заглавие статьи должно быть: информативным, лаконичным, соответствовать научному стилю текста, содержать основные ключевые слова, характеризующие тему (предмет) исследования и содержание работы. Заглавие должно легко восприниматься читателями и поисковыми системами.

При переводе заглавия статьи на английский язык недопустимо использовать транслитерацию с русского языка на латиницу, кроме непереводимых названий собственных имен, приборов и др. объектов; также не используется жаргон, известный только русскоговорящим специалистам. Нежелательно использовать аббревиатуру и формулы.

Аннотация

Аннотация (абстракт, реферат, авторское резюме) включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели исследования, основные методы, результаты исследования и главные выводы. В аннотации необходимо указать, что нового несет в себе научная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Аннотация должна быть:

- информативной (не содержать общих слов);

- оригинальной (не быть калькой русскоязычной аннотации с дословным переводом);

- содержательной (отражать основное содержание статьи и результаты исследований);

- структурированной (следовать логике описания результатов в статье);

- «англоязычной» (быть написанной качественным английским языком);

- компактной (укладываться в объем от 150 до 250 слов).

В зависимости от тематики различные издательства могут интерпретировать структуру статьи и аннотации. Например, издательство Emerald рекомендует для статей в журналах по экономике и бизнесу такую структуру аннотаций объемом до 250 слов:

Задача (Введение) – Причины/цели написания исследовательской работы;

Модель (Материалы и методы) – Методология/ как это было выполнено/ область исследования;

Выводы – Обсуждение/результаты;

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы (если применимо) – Исключения/следующие шаги;

Практическое значение (если применимо) – Применение на практике/Что дальше?

Социальные последствия (если применимо) – Влияние на общество/политику;

Оригинальность/ценность – Кто сможет извлечь пользу из этой работы и что в ней нового?

Аннотация готовится после завершения статьи, когда текст написан полностью.

Удобно писать структурированную аннотацию по структурированной статье, выбирая из каждого раздела самые важные сведения, которые в совокупности составят полное представление о содержании материала и позволят найти статью по основным терминам, включенным в аннотацию (вместе с заглавием и ключевыми словами).

В аннотацию не допускается включать ссылки на источники из полного текста, а также аббревиатуры, которые раскрываются только в полном тексте. Аббревиатуры и сокращения в аннотации должны быть раскрыты.

Ключевые понятия

Ключевые понятия, составляющие семантическое ядро статьи, являются перечнем основных понятий и категорий, служащих для описания исследуемой проблемы. Они служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах, поэтому должны отражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана статья), тему, цель и объект исследования.

В качестве ключевых понятий могут использоваться как одиночные слова, так и словосочетания в единственном числе и именительном падеже. Рекомендуемое количество ключевых слов — 5–7 на русском и английском языках, количество слов внутри ключевой фразы — не более трех.

Основные принципы подбора ключевых понятий:

- применяйте базовые (общеупотребимые) термины вместе со специальными;

- не используйте слишком сложные слова, слова в кавычках, слова с запятыми;

- каждое ключевое слово — это самостоятельный элемент, они должны иметь собственное значение.

Текст статьи

Введение (Introduction)

Введение – важная часть статьи, от его содержания зависит дальнейший интерес читателя к тексту. Введение должно «захватить», заинтересовать читателя.

В этом разделе описываются общая тема исследования, цели и задачи планируемой работы, теоретическая и практическая значимость, приводятся наиболее известные и авторитетные публикации по изучаемой теме, обозначаются нерешенные проблемы. Данный раздел должен содержать обоснование необходимости и актуальности исследования. Информация во Введении должна быть организована по принципу «от общего к частному».

Введение, как правило, состоит из четырех подразделов:

  1. Описание проблемы, с которой связано исследование;
  2. Обзор литературы, связанной с исследованием;
  3. Описание белых пятен в проблеме или того, что еще не сделано;
  4. Формулирование цели и задач исследования.

В первом подразделе необходимо представить, частью какой более широкой проблемы является представляемое исследование.

Второй подраздел посвящен обзору того, что и как было сделано другими исследователями в данной области. Основная часть подраздела содержит описание того, что опубликовано в статьях и книгах исследователей (и ваших собственных в том числе), если Вы на них опираетесь в представляемом исследовании.

В третьем подразделе вы показываете читателю, что обзор литературы закончен, и описываете важную область, в которой:

- исследования еще не проводились никем, потому что этот аспект проблемы был не замечен, пропущен или игнорирован;

- имеются противоречия или конфликты между результатами разных исследователей, гипотезами, выводами;

- необходимо продолжить или расширить исследования, так как их было недостаточно.

В четвертом подразделе формулируются цели и задачи исследования, которые зачастую переформулируются не один раз по мере того, как пишутся последующие разделы статьи: результаты и обсуждение.

Помимо вышеперечисленных подразделов, во Введении можно дать оценку важности проведенного исследования и кратко описать структуру публикации.

 

Методы и Материалы (Methods and Materials)

В этом разделе в деталях описываются методы, которые использовались для получения результатов. Обычно сначала дается общая схема экспериментов/исследования, затем они представляются настолько подробно и с таким количеством деталей, чтобы любой компетентный специалист мог воспроизвести их, пользуясь лишь текстом статьи.

При использовании стандартных методов и процедур лучше сделать ссылки на соответствующие источники, не забывая описать модификации стандартных методов, если таковые имелись. Если же используется собственный новый метод, который еще нигде ранее не публиковался, важно дать все необходимые детали. Если ранее метод был опубликован в известном журнале, можно ограничиться ссылкой. Однако рекомендуется полностью представить метод в рукописи, если ранее он был опубликован в малоизвестном журнале и не на английском языке.

Если вы имели дело с людьми, то обычно журналы требуют включить фразу об информированном согласии людей на участие в исследовании. Процедуры обычно описывают в хронологическом порядке.

В теоретической работе в разделе Theoretical Basis приводят математические выкладки с такой степенью подробности, чтобы можно было легко воспроизвести их и проверить правильность полученных результатов. Включите все необходимые данные, формулы, уравнения, назовите, какие преобразования над ними совершались. Если подробное описание математических преобразований занимает слишком много места, то можно привести их в приложении к статье.

Статистические процедуры представляются очень кратко, поскольку в большинстве случаев используются либо хорошо известные способы статистического анализа, либо их модификации. Стандартные статистические процедуры просто называются, ссылка на источник нужна только, если используются необычные или модифицированные методы.

Результаты (Results)

В этом разделе представлены экспериментальные или теоретические данные, полученные в ходе исследования. Результаты даются в обработанном варианте: в виде таблиц, графиков, организационных или структурных диаграмм, уравнений, фотографий, рисунков. В этом разделе приводятся только факты. Их интерпретацию, сопоставление с данными других исследователей оставьте для раздела Обсуждение. Если было получено много похожих зависимостей, представляемых в виде графиков, то приведите только один типичный график, а данные об имеющихся количественных отличиях между ними, представьте в таблице.

Существует три способа представления результатов:

  • текст (вербальное представление);
  • таблицы (полувербальное представление);
  • рисунки: диаграммы, графики, изображения (визуальное представление).

Все три способа представления результатов количественного исследования (текст, таблицы и рисунки) должны дополнять, а не повторять друг друга. Каждый график, каждая таблица должны быть представлены и описаны в тексте. Обычно текстовое описание графиков также состоит из трех элементов. Первый указывает, что именно представлено в виде графика, и где это можно найти в статье. Второй описывает наиболее важные черты этого графика, а третий уже комментирует. Обычно текстовое описание графиков также состоит из трех элементов.

 

Обсуждение (Discussion)

Раздел Обсуждение содержит интерпретацию полученных результатов исследования, предположения о полученных фактах, сравнение полученных собственных результатов с результатами других авторов. В Обсуждении вы двигаетесь от специфической информации разделов Методы и Результаты к более общей интерпретации результатов. В разделе можно:

- перечислить основные результаты, независимо от того, поддерживают или опровергают они проверяемую гипотезу, находятся в согласии или в противоречии с данными других исследователей;

- обобщить результаты;

- сравнить результаты с данными других исследователей;

- привести возможные объяснения сходства и противоречий с другими исследованиями;

- напомнить о цели и гипотезе исследования;

- обсудить соответствуют ли полученные результаты гипотезе исследования;

- указать на ограничения исследования и обобщения его результатов;

- предложить практическое применение;

- предложить направление для будущих исследований.

 

Заключение (Conclusion)

Заключение содержит главные идеи основного текста статьи. Эту часть раздела надо тщательно отредактировать, чтобы не повторять формулировок, приведенных в предыдущих разделах. Желательно сравнить полученные результаты с теми, которые планировалось получить, а также показать их новизну и практическую значимость, прописать ограничения, с которыми столкнулись в ходе работы. В конце приводятся выводы и рекомендации, определяются основные направления дальнейших исследований в данной области.

Благодарности (Acknowledgements)

В данном разделе принято выражать признательность коллегам, которые оказывали помощь в выполнении исследования или высказывали критические замечания в адрес вашей статьи. Однако прежде чем выразить благодарность, необходимо заручиться согласием тех, кого планируете поблагодарить.

Список использованных источников (References)

Научная статья должна содержать ссылки на информацию, полученную из конкретного источника (внутритекстовые ссылки), а также библиографический список этих источников в конце статьи. Списки литературы позволяют:

– признавать и использовать идеи других авторов, избежав обвинений в плагиате;

– читателю быстро найти источники материалов, на которые ссылается автор, для ознакомления с ними, и чтобы убедиться в достоверности данных из этих источников;

– демонстрировать масштаб и глубину исследования (цитирование своих предыдущих публикаций).

Задача авторов представить ссылки в списке литературы так, чтобы можно было:

– установить связку между публикацией в МНБД и ссылкой на нее;

– понять смысл ссылки англоязычному пользователю.

Цитирование в тексте статьи и списки литературы выполняются точно по требованиям журналов, однако необходимо понимать важность работы с этой частью статьи и знать основные правила работы с источниками. Изучая требования журнала к спискам литературы, необходимо обладать общей культурой цитирования.

В списки литературы включаются только источники, использованные при подготовке статьи. На все источники в тексте должны быть даны ссылки. Список цитируемых источников наряду с заглавием, аннотацией и введением относится к основным частям статьи, по которым редакторы и читатели определяют к ней свой первичный интерес.

Оформление библиографического списка в российских изданиях регламентируется государственными стандартами на библиографические описания. В русскоязычных журналах для составления списков литературы, как правило, используются ГОСТы на библиографические описания (ГОСТ 7.1–2003; ГОСТ Р 7.0.5–2008; ГОСТ 7.82–2001).

Необходимо при этом учитывать, что ГОСТы носят рекомендательный характер, поэтому в русскоязычных журналах чаще используются зарубежные стандарты, более приемлемые при обработке списков литературы для баз данных цитирования, в т.ч. и в РИНЦ.

Выбранный вами стиль не должен отличаться от используемого в журнале, в который вы намерены подать рукопись.

Самоцитирование

Ранее опубликованные исследования автора могут являться источником цитаты.

Такой вид цитирования позволит избежать дублирования информации и самоплагиата, а также поможет направить заинтересованного читателя к предыдущим работам автора. Необходимо помнить, что цитирование собственных работ должно быть уместным и обоснованным, дополнять научную работу и следовать ее задачам.

Стремление искусственно завысить данные цитирования собственных работ может привести к обратному результату. Собственные цитаты должны быть оформлены по всем правилам цитирования.

См. полную версию методических рекомендаций