КИНО: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Погорельская Елена Юрьевна, Чернов Леонид Сергеевич
DOI 10.22394/1996-0522-2023-4-69-83
Аннотация
Введение. Техническое искусство кинематографа традиционно рассматривается как синтетическое единство научно-технического прогресса и творческого начала. Возможность неограниченного копирования киносюжетов позволяет распространить авторитет кино на широкие сферы общественного внимания и формирует массового человека. При этом остается за кадром тот факт, что кино — это прежде всего эксперимент со временем, организованный техническими средствами.
Цель. Если основные вопросы человечества сосредоточены вокруг проблемы жизни и смерти, вокруг проблемы освоения и одоления времени, то кино наглядно показывает, что человечество имеет готовую воплощенную модель своего желания.
Методы. В работе используется феноменологический метод, позволяющий за «непрозрачным телом» кино видеть временную ткань. Эйдетическая редукция к основаниям сконструированной временной реальности киносюжетов дополняется структуралистским методом анализа технических устройств и технологических приемов кинопромышленности.
Научная новизна. Онтология технического искусства кино выходит за грани рациональности и прагматики. Запуская особого рода эксперимент со временем, технологии кино позволяют присутствовать зрителю в бифуркационных моментах временных метаморфоз, соединяющих различные временные модусы. Временная ткань подчинена сюжетной логике.
Результаты. В кино техническими средствами конструируется время. Природа этой конструкции позволяет усматривать слоистую структуру времени, пересечения временных потоков, наплывы, обратные временные порядки и остановки во времени. Техника кино наглядно показывает, что временные барьеры условны.
Выводы. Кино растворяет любую эмпирическую плотность, создавая в ней лакуны и переходы в иные миры. Связь между мирами осуществляет сконструированное время. Время вынимается из объектов и, подчиняясь ходу повествования, расширяет реальность мира. Так появляется виртуальность.
Ключевые слова:
виртуальное время, кино, копия, кино-образы, воображение
Для цитирования: Погорельская, Е. Ю. Кино: конструирование времени / Е. Ю. Погорельская, Л. С. Чернов // Социум и власть. — 2023. — № 4 (98). — C. 69—83. — DOI 10.22394/1996-0522-2023-4-69-83. — EDN FWPCUY