Аннотации № 3 (89) 2021

СОЦИУМ

Кожевникова М. Н. Управление для «образования человека» и его применение в педагогическом образовании в гуманистической парадигме // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 7—16. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-07-16.

Аннотация

Цель. Статья представляет исследование, цель которого — прояснить современные проблемы образования в аспекте управления образованием и определить пути их решения в рамках гуманистической парадигмы, то есть «управления для образования человека», представив эти решения в воплощении необходимой модели педагогического образования.

Методология. В исследовании реализованы подходы антропологии образования, материал для которых предоставили и наблюдение в действии, и текстовые свидетельства и материалы научных исследований, а также общефилософские методы.

Научная новизна исследования. Новизной отличается антропологический взгляд на проблематику образования, включающую сферу управления. Дополнительные степени научной новизны определил исследуемый ракурс современной ситуации, то есть неолибералистский и менеджеристский контекст.

Результаты. Выявлены разные понимания управления образованием и рассмотрены соответствующие им модели управления, различие которых объясняется противостоянием гуманистической и менеджеристской парадигм. В ряду проблем управления образованием, сверх привычных, проявляющихся для коллективов образовательных организаций, сделалось очевидным появление новых проблем, обусловленных введением «нового менеджмента», оказывающего заметное влияние на сами цели и ценности, искажающее «образование человека». Как требуемый от управления ответ на нужды образования в русле гуманистической парадигмы предложены «синергетическая модель управления» и «демократическое управление образованием».

Выводы. На основании анализа проблем и требуемых для образования моделей управления образованием сделаны выводы для педагогического образования: названы идеи, составляющие его ориентиры, и очерчены возможные подходы к содержанию и методам обучения управленцев образования и педагогов в русле модели «Творческий, автономный, рефлексивный учитель» (ТАРУ), соответствующей гуманистической парадигме.

Ключевые понятия:

антропология образования,

управление образованием,

педагогическое образование,

менеджеристская парадигма,

демократическое управление,

синергетическая модель,

гуманистическая парадигма

Баркова В. В., Цилицкий В. С. Содержание и характеристика феномена индивидуальности в контексте философской практики // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 17—24. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-17-24.

Аннотация

Введение. В данной статье проведено исследование некоторых аспектов феномена индивидуальности человека. Человеческая индивидуальность является активным предметом исследовательского интереса многих наук. В процессе развития человека стал обнажаться уникальный в своей многомерности следствий внутренний мир человеческой индивидуальности, который является формой явления субъектного бытия человека, существует и действует автономно, сохраняя свою целостность.

Цель исследования: выявить базисные подходы к определению онтологической сущности индивидуальности человека.

Методы исследования: историко-аналитический метод, понятийно-терминологический анализ, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация, сравнение и др.

Научная новизна исследования. В данной статье дается определение феномену «человеческой индивидуальности» с позиции разных междисциплинарных направлений. В работе отмечается, что индивидуальность является не замкнутой на себя целостностью, произвольно конструирующей внешнее и внутренние проявление — субъективный мир человеческой реальности, а скорее, напоминает пространство, в котором сталкиваются конечное и бесконечное, непрозрачность смысловых контентов с проявленным и уже ставшим.

Результаты исследования: В работе представлены различные подходы к феномену индивидуальности с позиции различных мировоззренческих позиций. Авторами отмечается, что индивидуальность — это не замкнутая на себя целостность, произвольно конструирующая своё внешнее и внутренние проявление — субъективный мир человеческой реальности.

Выводы. Отметим, что сущность индивидуальности — это неотчуждаемый знак природы конкретного события в истории эволюции. Индивидуальность обеспечивает человеку высокую возможность стать мыслью бытия. В этой ситуации человек, безусловно, ощущает себя онтологической единицей, ответственной за бытие, осознавая себя носителем и участником смыслов бытия. Человек в процессе понимания своей индивидуальности осознает себя субъектом исторического процесса, гражданской истории, потенциально обладающим всеми характеристиками индивидуализированного рода человеческого, способами развёртывания им многомерной индивидуальности в поколенном пространстве — времени эпох, процессами, которые выделили человека из живой природы.

Ключевые понятия:

внутренний мир,

индивидуальность,

многомерность индивидуальности,

субъектность,

целостность

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Антонова О. А., Колесник Е. А., Масленникова Е. В. Теоретические основы цифровой трансформации рынка труда и занятости в моногороде // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 25—45. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-25-45.

Аннотация

Введение. На территории Челябинской области расположено 16 моногородов, рынок труда и занятость которых зависит от социально-экономического положения монопрофильного предприятия. Такое положение дел отражается на росте безработицы, снижении уровня человеческого капитала, качества жизни населения, потере научно-производственного потенциала. По мнению авторов статьи, разработка теоретических основ цифровой трансформации рынка труда и занятости моногорода позволит найти альтернативные пути занятости населения для совершенствования региональной политики на рынке труда и занятости.

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ цифровой трансформации рынка труда и занятости моногорода.

Методы. Авторами в ходе исследования были использованы следующие научные методы: системный анализ, сравнение, описание, обобщение, систематизация, формализация, анализ источников и др.

Научная новизна исследования состоит в определение понятий «цифровая трансформация рынка труда моногорода», «цифровая платформа рынка труда»; в определении изменений в элементах структуры рынка труда моногорода в процессах цифровой трансформации; в определении субъектов, объектов цифровой трансформации рынка труда; в разработке сравнительной характеристики традиционного рынка труда и рынка труда Индустрии 4.0 моногорода; в разработке рекомендаций по цифровой трансформации рынка труда моногорода для совершенствования региональной политики занятости.

Результаты и выводы. В результате анализа структуры занятости населения моногородов Челябинской области были определены количественные трансформации в изменении численности проживающего населения, среднесписочной численности работников организаций в сторону ее сокращения, среднемесячная заработная плата работников по организациям моногородов характеризуется нестабильным уровнем. Анализ безработицы показал, что существует тенденция роста числа молодежи среди безработных, в то же время снижается скрытая безработица, в целом уровень безработицы по моногородам выше, чем по Челябинской области за весь исследуемый период. Проведенный анализ показал, что необходим поиск альтернативных путей занятости населения, снижение уровня безработицы, что в результате исследования позволило разработать теоретические основы трансформации рынка труда и занятости моногорода.

Ключевые понятия:

моногород,

рынок труда,

занятость,

цифровая трансформация

Захаров С. И. Оценка эффективности управленческого потенциала руководящих работников на предприятиях угольной промышленности // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 46—54. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-46-54.

Аннотация

Введение. Актуальность темы статьи обусловлена, с одной стороны, необходимостью оценки эффективности использования управленческого потенциала руководящих работников предприятий угольной отрасли России, с другой — отсутствием научно-методической базы для решения этой задачи. Такой разрыв не позволит российским угольным компаниям освоить траекторию устойчивого экономического развития уже в ближайшем будущем.

Цель статьи состоит разработке методического подхода к оценке эффективности использования управленческого потенциала руководящих работников угольной промышленности.

Методы. В работе использованы методы системного, семантического и ретроспективного анализа, а также бенчмаркинг.

Научная новизна исследования. Предложен методический подход к оценке и прогнозированию эффективности использования управленческого потенциала руководящих работников, отличительной особенностью которого является определение конгруэнтности внутренней конкурентной среды угледобывающего предприятия его внешней среде.

Результаты. Изложенный подход к оценке эффективности использования управленческого потенциала руководящих работников позволяет прогнозировать и планировать траекторию его развития с учетом конгруэнтности внутренней конкурентной среды предприятия внешней среде — инновационной рыночной экономике.

Выводы. На основе полученных количественных результатов оценки эффективности использования управленческого потенциала руководящих работников сделан вывод о наличии существенных возможностей повышения уровня конкурентоспособности руководителей и устойчивости функционирования предприятий угольной отрасли России, реализация которых достигается сбалансированным развитием управленческого потенциала и усилением конгруэнтности внутренней конкурентной среды предприятия.

Ключевые понятия:

управленческий потенциал

руководящего работника,

гибкие навыки,

жесткие навыки,

эффективность труда,

конгруэнтность внутренней

конкурентной среды,

угольная промышленность

КУЛЬТУРА

Конфедерат О. В., Дядык Н. Г. Философско-антропологические аспекты телесериала XXI века. «Рассказы из Петли» (2019) как опыт философской рефлексии // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 55—66. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-55-66.

Аннотация

Введение. Анализ популярности телесериалов в XXI веке дает возможность сделать заключение, что этот формат видеопродукции сравнительно со второй половиной XX века существенно изменился: фасцинирующая (обольщающая, чарующая) функция в нем доминирует над нарративно-развлекательной. При этом инструментом фасцинации становится не только отдельный исполнитель, но вся специально созданная визуальная среда сериала. Такое положение позволяет исследователю, с одной стороны, выявить наиболее значимые эмоционально-психологические потребности современного социума и тем самым прояснить некоторые философско-антропологические аспекты сегодняшней культуры. С другой стороны, это позволяет классифицировать сериальную продукцию на основании гедонистических ценностей, то есть выявить базовые модели, по которым создаются фасцинирующие среды популярных сериалов. Предметом специального внимания в статье становится одна из таких моделей — экзистенциальная.

Цель: на основании анализа визуальных знаков телесериала 2020-х годов («Рассказы из Петли». Amazon Studio, Fox 21 Television Studios, США, 2020) представить экзистенциальную модель как одну из пяти порождающих моделей экранного зрелища; рассмотреть «Рассказы из Петли» как экранную модель, дающую зрителю опыт философско-антропологической рефлексии.

Методы: В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза; метод феноменологической редукции, позволяющий фиксировать чувственно воспринимаемые качества предметно-пространственных экранных образов; герменевтический метод, позволяющий на основании видимых знаковых структур выявить глубинные интенции визуального образа.

Научная новизна заключается в том, что мы подходим к телесериалу как антропологическому феномену, не только отражающему интересы, устремления и ценности социума, но и моделирующему социум посредством глубокого суггестивного (фасцинирующего) воздействия. Создается типология таких сред, соответствующая базовым гедонистическим потребностям и отражающая степень востребованности тех или иных состояний наслаждения в современном социуме. Специально выясняется способ создания визуальной среды, вовлекающей зрителя в состояние философской рефлексии, которая в данном случае трактуется как способ достижения «исполненности бытия» (Аристипп).

Результаты. В ходе анализа нами была применена к телевизионной продукции гедонистически-онтологическая типология визуального образа, включающая пять порождающих моделей; был проведен целенаправленный анализ популярности наиболее влиятельных телесериалов 2000—2020-х годов, учитывающих уровень и причины зрительской фасцинации; на примере телевизионного сериала «Рассказы из Петли» и в ходе анализа его визуальных составляющих выясняется, каким способом современный сериал достигает вовлечения зрителя в состояние философской рефлексии.

Выводы. Философско-антропологический анализ современного телесериала показывает, что развлекательно-нарративные функции, актуальные для ХХ века, сменились функцией фасцинации, глубокого воздействия на зрителя на суггестивном уровне. При этом целью фасцинации является вовлечение зрителя не только в гедонистические состояния наслаждения, но и в состояния веры или философской рефлексии.

Ключевые понятия:

телесериал,

фасцинирующая визуальная среда,

порождающие модели кино,

экзистенциальная проблематика,

философская антропология

ДИСКУССИИ И ПОЛЕМИКА

Баранец С. Н. Местная власть в России: новый способ конструирования объясняющей модели / Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 67—77. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-67-77.

Аннотация

Статья исходит из концепции понимания местной власти в России как проекции потестарной (догосударственной) организации общественной жизни, трансформирующейся в условиях господства способов государственной организации общественной жизни, но сохраняющей свое влияние в качестве сущностного ядра политико-социального взаимодействия между людьми. Сложившийся комплексный «государственно-муниципальный» механизм осуществления власти на местах во многом определяет собой формы и характер взаимодействия политических субъектов на региональном уровне. Органам государственной власти, ориентированным на тотальность собственных управленческих воздействий, не удалось до сих пор полностью интегрировать местное самоуправление в общее публичное пространство ответственности за полномочия, поскольку местная власть изначально и естественно выстраивается на принципах автогенеза, автохтонности и автономности. Современная ситуация способствует архаизации части общественных отношений. Для работы в многомерной реальности социума власть с некоторых пор начинает нуждаться в аналитических моделях для понимания происходящего. В качестве объясняющего теоретического основания разработанных и описанных автором модусов существования местной власти в условиях современного этапа развития российской государственности используется модальная методология, дополненная результатами построения модельно-ориентированных (имитационных) политических онтологий, которые отображают совокупности реально и деятельно присутствующих в российской социуме слоев и акторов муниципальной сферы социально-политической реальности на уровне регионов. Автора интересует поиск закономерностей, которые действуют в среде, созданной и культивируемой организационно-деятельностными усилиями государственных структур на фоне присущих регионам социокультурных и иных характеристик. Вытекающие из предложенных автором модусов возможные рабочие модели для нужд государственного управления еще находятся в стадии разработки, поскольку предложенная руководством страны реформа конституционных норм ставит вопрос о новых формах организации континуума сосуществования и взаимодействия местной и государственной власти в России. В статье намечены основные исследовательские линии, которые обозначают ряд особенностей и опорных точек авторского подхода в понимании отношений местной власти и муниципального управления, что может послужить поводом для нового круга дискуссий специалистов, интересующихся перспективами развития политических потенциалов в российской муниципальной среде.

Ключевые понятия:

местная власть,

управление,

местное самоуправление,

государственность,

современность,

объяснение,

рабочие модели

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ginzburg Lydia. Looking at three years of ICPP // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 78—82. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-78-82.

Abstract

The article is an analytical and critical review of the main ideas of philosophical practice. The review was prepared on the basis of the author’s personal participation in the work of international conferences on philosophical practice over the past three years. The comparison of the three last conferences reveals how tensions around definitions and goals of the practice have been reduced in ways that reflect an openness and appreciation of multiplicity. The anguish surrounding the boundaries of the field have decreased as well, and is seems that philosophical practice is ready to reflect on itself through the research, publication, networking and mapping.

Key words:

philosophical practice,

philosophical counselling,

international conferences on philosophical practice,

philosophical associations

Гинзбург Лидия. (Ginzburg Lydia). ICPP (Международные конференции по философской практике) в течение трех лет // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 83—88. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-83-88.

Аннотация

Статья представляет собой аналитический и критической обзор основных идей философской практики. Обзор подготовлен на основе личного участия автора в работе международных конференций по философской практике за последние три года. Сравнение трех последних конференций показывает уменьшение напряженности вокруг определения того, что есть философская практика, и каковы ее цели в пользу многообразия представлений. Сомнения по поводу границ применения философской практики также уменьшились, и кажется, что философская практика готова если не четко определиться, то размышлять о себе через исследования, публикации, создание сетевого взаимодействия и структурирования.

Ключевые понятия:

философская практика,

философское консультирование,

международные конференции по философской

практике,

философские объединения

Богданова В. О., Гулеватая А. Н., Дыдров А. А., Пеннер Р. В. Internet Studies в условиях пандемии (по материалам конференции «Internet beyond 2020») // Социум и власть. 2021. № 3 (89). C. 89—101. DOI 10.22394/1996-0522-2021-3-89-101.

Аннотация

Статья представляет собой обзор VI научно-практической конференции «Internet beyond 2020» (22—24 апреля 2021 г.), организованной онлайн-школой Интернет-исследований при поддержке Высшей школы экономики. Программа конференции включала в себя секционные доклады и круглые столы, посвященные роли глобальной сети, эволюции искусства и образования в условиях пандемии COVID-19. Конференция объединила представителей социально-гуманитарных наук (социологов, культурологов, лингвистов), деятелей культуры и искусства, дизайнеров и специалистов в области Internet studies. Организаторы и участники конференции пытались ответить на различные вопросы, среди которых: является ли современный человек свидетелем возникновения принципиально новых антропопрактик? Возможно ли из частных сюжетов Internet studies собрать целостную картину цифровых реалий, а также прогнозировать появление и развитие еще не известных социальных и антропологических трансформаций? Возникнет ли постпандемический нарратив, концептуализирующий гетерогенную событийность нашего времени?

Ключевые понятия:

Internet studies,

пандемия,

коммуникация,

образование,

искусство